Как заставить ребенка учиться в школе

Школьникам
Содержание
  1. Начнем сначала
  2. Какую позицию должны занять родители
  3. В первый класс вместе с мамой
  4. Как приучить делать домашнее задание
  5. А вы сами любите учиться?
  6. Ребенок постоянно играет с гаджетами
  7. Причины неуспеваемости
  8. 13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки
  9. Возрастные физиологические особенности подростка
  10. Причины нежелания учиться
  11. Приучение детей к самостоятельности
  12. Развитие словарного запаса
  13. Чтение
  14. Обсуждения
  15. Говорить и высказываться
  16. Игры со словами
  17. Не подкупайте, а хвалите
  18. Советы психолога
  19. Для школьников начальных классов
  20. Для школьников средних классов
  21. Не конфликтуйте, а договаривайтесь с учителем
  22. Чаще узнавайте о школьных делах
  23. Кому тяжелее всего дается хорошая учеба
  24. Как помочь ребенку, если он плохо учится
  25. Как заставить ребенка учиться? ТОП-10 эффективных способов
  26. Исключите медицинские и психологические причины
  27. Заложите фундамент адекватной самооценки
  28. Объясните ребенку его обязанности
  29. Расскажите о настоящих выгодах учебы
  30. Помогите обрести мечту
  31. Не требуйте многого
  32. Не сравнивайте с другими детьми
  33. Подавайте пример
  34. Прививайте полезные привычки
  35. Отслеживайте позитивные изменения
  36. Думаем о будущем

Начнем сначала

Как часто родители, желая, чтобы их ребенок преуспел в самом начале школьной жизни, отдают его за год до начала первого класса в различные школы раннего развития, отводят к репетитору, с которым дошкольник проходит почти всю программу первого класса.

маленькая девочка пишет

Здесь к шестилетке часто относятся как к настоящей школе:

  • они сидят в классе в течение трех-четырех часов;
  • Дошкольник получает домашнее задание и выполняет его в полном объеме, хотя его способности еще очень ограничены;
  • Педагог не учитывает, что в этом возрасте ведущей деятельностью является игра, и обучает ребенка методами, пригодными только для школы.

В результате вместо того, чтобы с радостью идти в первый класс, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Кривая обучения, которую они выстраивают таким образом, исчезает на полпути в течение первого учебного года.

Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первоклассником, особенно если у него недостаточно развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению

  • Способность демонстрировать волевые усилия;
  • способность применять волевое внимание;
  • способность мыслить и рассуждать логически;
  • способность анализировать свою работу.

Этот совет психолога рекомендует не заставлять детей учиться, а заинтересовать их в обучении через игру, чтобы они хотели получать знания.

Какую позицию должны занять родители

Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Нельзя действовать по шаблону, нельзя воспитывать своих детей так, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.

Кричать, ругать, оскорблять, а тем более сразу бросаться ремнем — такие методы лишь свидетельствуют о вашей беспомощности и некомпетентности как родителя.

Правильные родители, во-первых, любят своего ребенка. Во-вторых, они поддерживают его, а в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и небрежности учителей, а в состоянии неуспевающего ученика. Важно создать дом «на задворках», где человек может чувствовать себя любимым и защищенным в любой ситуации. Важно любить своего ребенка не за хорошие оценки, а просто так. Важно не заставлять ребенка учиться, а помочь ему найти мотивацию и оказать необходимую поддержку в любой ситуации.

Если вы не можете справиться — обратитесь к психологу. Не для того, чтобы дать вам волшебную таблетку и объяснить что-то ребенку, а для того, чтобы проанализировать ситуацию и объяснить, что с вами не так. Дети во многом являются продуктом вашего воспитания и отношения к ним. Поэтому никто напрямую не виноват в его плохой успеваемости и отсутствии желания учиться. И если вы не можете помочь ему сами — не медлите с обращением к профессионалам, пока не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных методов воспитания — «кнут и пряник» не всегда работают.

В первый класс вместе с мамой

В первые дни обучения в школе многие родители не знают, как помочь своему ребенку хорошо учиться. Многочисленные реформы образования, к сожалению, усложнили учебную программу. Если раньше первоклассники к концу второго семестра должны были научиться заполнять тетради палочками и крючочками, то теперь они должны уметь одновременно хорошо читать и писать.

К этому добавляются дополнительные предметы, задания по которым часто требуют применения художественных и литературных талантов всей семьи. Не следует сбрасывать со счетов и неизбежный период адаптации к школе, во время которого школьный психолог может дать совет особенно внимательно следить за первоклассниками, чтобы адаптация к новой жизни прошла безболезненно.

Важно найти правильный баланс: всеми силами помогайте ребенку привыкнуть к новой обстановке, но не опекайте его слишком сильно. Если вы будете сразу же препятствовать приобретению знаний, вы не сможете вернуть всех обратно.

мальчик не хочет читать

Не ругайте ребенка за каждую неудачу, но чаще отмечайте его успехи. Не делайте за него уроки, но добросовестно следите за его успеваемостью. Дайте ребенку с вашей помощью привыкнуть к новому ритму жизни и постарайтесь объяснить ему правила жизни в новом сообществе.

Не ограничивайтесь страницами учебника, а найдите дополнительную информацию о том, что дети изучают на ознакомительных уроках, и постарайтесь заинтересовать их знаниями, расширяющими их кругозор.

Найти и прочитать дополнительные произведения писателей и поэтов, знакомых детям по урокам чтения и литературы. Заставьте детей почувствовать удовольствие от обучения, и тогда проблема, как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться, не возникнет.

Как приучить делать домашнее задание

Прививать ответственность и культивировать привычку делать домашние задания лучше в первом классе, когда у 6,5-7-летних детей начинается переход от непроизвольного запоминания к произвольному вниманию.

В наше время недостаточно иметь выдающиеся способности, в начальной школе также необходимо прилежание. И именно сейчас возникают проблемы, которые приводят к тому, что дети впоследствии теряют интерес к учебе. Следует отметить, что подход к детям в возрасте 6 — 7 лет и 8 — 10 лет кардинально отличается.

мать и дитя

Учителя младших классов могут дать полезные советы о том, как сделать так, чтобы первоклассники не потеряли интерес к учебе в начале своей школьной жизни. Методы помощи детям 7-10 лет в выполнении домашнего задания

  • Выделите определенное время в режиме для выполнения домашнего задания, никогда не отказывайтесь от него.
  • Позволяйте ребенку отдыхать после уроков, помимо обеда.
  • Когда придет время делать домашнее задание, спросите их, что они получили сегодня в школе.
  • Если ошибки случаются часто, поиграйте в «школу», пусть дети «научат» вас писать, вырезайте цифры и буквы из пластилина, складывайте их из мозаики, строительных деталей.
  • Научите детей 8-10 лет пользоваться справочниками и словарями. Выполняя такие задания, они научатся вдумчиво выполнять домашнюю работу и самостоятельно находить нужную информацию.

Если во 2 — 3 классе ваши усилия не увенчались успехом и класс по-прежнему не хочет учиться, необходимо искать причину нежелания учиться.

Возможно, в классе сложились негативные отношения со сверстниками, или у ученика недостаточно развито логическое мышление, чувство ответственности за свои поступки. В последнем случае небезосновательно лишать детей некоторых удовольствий, особенно ценимых ими.

А вы сами любите учиться?

Родители часто обращаются к психологу за эффективным советом, как разговаривать с детьми, чтобы они учились. Между тем, во многих случаях причина хронического нежелания учиться заключается в том, что дети подражают в этом отношении членам своей семьи.

Ребенок никогда не станет «звездой», если его родители не любят читать, если в доме нет книг, кроме школьных учебников.

Как побудить ребенка к учебе, если он изо дня в день видит, что члены его семьи не интересуются ничем, кроме телевизора и компьютерных игр? Если ученика начальной школы нельзя убедить таким образом, то такое лицемерие точно не является примером для подростка.

Никто не заставляет родителей делать домашнюю работу и переделывать учебную программу с нуля. В семье должен существовать культ обучения, когда члены семьи с радостью делятся друг с другом тем, чему они научились.

Необходимо понять и объяснить подростку, что в наше динамичное время нельзя останавливаться, нужно постоянно развиваться и не стоять на месте.

Рекомендуется читать качественную литературу, избегая легкого «чтива», обсуждая друг с другом прочитанное. Уважительное отношение к книге обязательно передастся детям, они будут относиться к ней как к источнику удовольствия и новых знаний.

Невозможно заинтересовать маленького ребенка или подростка учебой, если в его семье часто пренебрежительно отзываются о школе и учителях.

Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться, если самые важные для него люди не любят школу, а учителя не уважают? Это неразрешимая дилемма для учеников всех возрастов, поэтому правило: даже если у вас есть особое отношение к учебному процессу в конкретной школе, не высказывайте свое мнение в присутствии детей.

Ребенок постоянно играет с гаджетами

Проблема для родителей 21-го века заключается в изобилии гаджетов, которые отвлекают детей от учебы. Дети больше заинтересованы в компьютерных играх, чем в чтении или математике. Иногда зависимость от гаджетов становится настолько сильной, что невозможно оторвать ребенка от экрана и убедить его сделать домашнее задание.

Для преодоления этой проблемы обучение может быть интегрировано со смартфонами или компьютерами. Современные образовательные методы зашли так далеко, что появилось множество приложений для телефонов, компьютерных игр и занятий на основе VR, чтобы увлечь детей и одновременно обучить их. Например, чтобы перейти на следующий уровень игры, ребенок должен найти решение уравнения или ответить на вопрос по содержанию стихотворения. Атмосфера игры увлекает ребенка, и он с азартом проходит весь путь до самого дна.


Индустрия 4.0 Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров

Лучший вариант — найти курсы, в которых используется обучение на основе игр. Геймификация — один из самых эффективных методов повышения вовлеченности, а для детей игра — это естественный процесс. Мы в Uchy.ru давно изучаем и находим эффективные инструменты геймификации образования и постоянно адаптируем и внедряем их в нашу платформу.

Прежде всего, важно помнить, что если ребенок рассеян, ленив и не проявляет интереса к учебе, любое давление только усугубит ситуацию. Необходимо создать атмосферу, в которой ребенок начнет делиться своими заботами, не будет бояться обращаться к нему с проблемами и будет знать, что всегда найдет поддержку в лице родителя. При таком типе доверительных отношений легче найти проблемные места в обучении ребенка и создать у него желание учиться хорошо.

Причины неуспеваемости

  • Педагог Дима Зицер отмечает, что дети меняются, сейчас больше свободы у подростков и малышей:

Если говорить о том, какими они были пятнадцать или двадцать лет назад, то это были такие же замечательные и прекрасные дети. Однако их готовность «стоять там, где вы их поставили» была гораздо выше.

Меня радует эта тенденция: они все меньше готовы бездумно следовать чужим указаниям.

  • Психолог Людмила Петрановская напоминает нам, что в определенном возрасте у подростков возникают нейрофизиологические трудности, и у нас есть все основания полагать, что это также влияет на обучение:

«В это время у ребенка могут быть трудности с критичностью, с оценкой последствий своих действий, с прогнозированием. Наиболее сложные и поздно созревающие структуры мозга, отвечающие за постановку целей, за прогнозирование, восприимчивы и не очень хорошо работают в состоянии перестройки.

Ребенок в определенном возрасте просто не может выстроить последовательную цепочку, очевидную для взрослых: если ты плохо учишься, у тебя не будет работы, не будет интересной работы и финансовой безопасности.

  • Возможно, учитель не нашел подход к ребенку или ведет себя пренебрежительно. Психологи советуют родителям сначала решить, согласны ли они с тем, чтобы на их ребенка кричали и унижали. Считают ли они, что такой подход поможет воспитать сильную свободную и гармоничную личность? Если нет, мы должны попытаться исправить ситуацию, потому что страх парализует маленького человека так же, как и большого. Трудно выполнять работу, когда начальник кричит, невозможно хорошо учить, если учитель вызывает у ребенка страх.
  • Неадекватные требования: «Сильные школы» часто предъявляют непомерно высокие требования к ученикам, которым просто нужно чуть больше времени и помощи взрослых, чтобы освоить учебную программу. Или программа действительно слишком сложная и не по возрасту, и лишь немногие могут с ней справиться.
  • Ребенок получает психологическую травму: дети по своей природе любопытны, и маленькие дети редко перестают учиться без причины. Маленького ребенка легко заинтересовать, если он не направляет всю свою умственную энергию на преодоление жизненных трудностей. Развод родителей, смерть близкого человека, конфликты со сверстниками — все это отвлекает от учебы.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель, это то, что ребенка нужно хвалить за любое достижение.
    Тогда в нем естественным образом разовьется желание учиться. Даже если у него не все получается, он все равно заслуживает похвалы. Он почти освоил новое задание и приложил много усилий. Это важное условие, без которого невозможно заставить ребенка учиться.
  2. Их никогда нельзя ругать за ошибки, потому что на ошибках учатся.
    Если вы будете ругать ребенка за то, что у него плохо получается, он навсегда потеряет желание заниматься этим. Совершать ошибки — это естественный процесс, даже для взрослых. У детей нет такого жизненного опыта, и они только учатся новым задачам, поэтому будьте терпеливы, и если у вашего ребенка что-то не получается, лучше помочь ему разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в качестве мотивации обещают своим детям различные подарки или денежные вознаграждения за хорошую учебу. Этого не следует делать таким образом. Конечно, вначале ребенок будет мотивирован и начнет стараться изо всех сил, но со временем он будет требовать все больше и больше. И маленькие подарки больше не будут его удовлетворять. Более того, учеба — это ежедневная обязанность, и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации не будет решен в долгосрочной перспективе таким образом.
  4. Необходимо показать своему сыну или дочери всю степень ответственности, которая связана с этим занятием — обучением
    Для этого объясните, почему вообще важно учиться. Часто дети, которые не особенно заинтересованы в учебе, не понимают, зачем это нужно. У них есть много других дел, и школьное образование мешает им в этом.
  5. Иногда родители требуют от своих детей слишком многого
    Учебная программа уже сейчас в несколько раз сложнее, чем раньше. А если ваш ребенок еще и ходит на развивающие занятия, то естественно, что может возникнуть переутомление. Не требуйте от своего ребенка совершенства. Вполне естественно, что некоторые предметы даются ему труднее и требуют больше времени для понимания.
  6. Если какой-то предмет особенно труден для вашего сына или дочери, хорошим вариантом будет нанять репетитора.
  7. Лучше приучать их к обучению с первого года.
    Если ребенок в первом классе научится достигать поставленных целей, выполнять поставленные задачи, за которые он будет получать похвалу и уважение взрослых, он больше не свернет с этого пути.
  8. Помогите своему ребенку увидеть позитивные изменения
    Когда у вашего ребенка что-то не получается, каждый раз подбадривайте его. Скажите что-нибудь вроде: «Видишь, теперь тебе намного лучше! Если вы будете продолжать в том же духе, у вас все получится!». Но никогда не используйте: «Постарайтесь немного больше, и тогда у вас все получится». Таким образом, вы упускаете маленькие победы своего ребенка. Важно поддерживать их и замечать самые незначительные изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь заставить ребенка делать домашнее задание, пока вы смотрите телевизор и отдыхаете другими способами. Дети любят копировать своих родителей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался, например, читал книги, а не сидел без дела, сделайте это сами.
  10. Поддержка
    Если у вашего ребенка сложный тест, поддержите его. Дайте ему понять, что вы верите в него, что он добьется успеха. Особенно если он очень старается, успех неизбежен. Вы также должны поддерживать его, когда у него что-то не получается. Многие матери и отцы предпочитают в этом случае отчитывать ребенка. Лучше успокоить ребенка и сказать ему, что в следующий раз у него обязательно все получится. Вам просто нужно приложить немного больше усилий.
  11. Делитесь опытом
    Объясните ребенку, что вы не всегда можете делать только то, что хотите. Я понимаю, что вам так не нравится математика, но ее нужно учить. Вам будет легче перенести это, если вы разделите это с близкими.
  12. Указывайте на хорошие качества вашего ребенка
    Пусть это пока далекие от хороших качеств в школе, но положительные качества ребенка, такие как умение помогать другим, обаяние, умение договариваться. Это поможет сформировать правильную самооценку и найти опору в себе. А нормальная самооценка, в свою очередь, создаст уверенность в себе.
  13. Учитывайте собственные желания и стремления вашего ребенка
    Если ваш ребенок интересуется музыкой или рисованием, не нужно заставлять его посещать занятия по математике. Вам не нужно ломать своего ребенка, говоря, что вы знаете лучше. Все дети разные, и у каждого из них свои таланты и способности. Даже если вы заставите ученика заниматься предметом, который ему не нравится, он не достигнет в нем больших успехов. Потому что успех есть только тогда, когда есть любовь к предмету и интерес к процессу.

Возрастные физиологические особенности подростка

У многих подростков, начиная с 5 класса, наступает период юношеской лени, что также связано с физиологическими особенностями.

Причины нежелания учиться

Чувствовать себя взрослым. На первый план выходят общественные мероприятия, личные переживания, дружба и любовь.
Скука. По данным исследования ОНФ, 48% российских студентов отмечают недостаток интересных уроков. 31% говорят, что им не хватает предметов, полезных для их будущей профессии.
Недостатки. Отсутствие понимания предмета, накопление недостатков приводит к чувству безысходности.
Страх перед предстоящими экзаменами. «Как вы будете сдавать экзамен ЕГЭ/ОГЭ?».
Перегрузка. С возрастом требования и нагрузка в школе и на внеклассных занятиях резко возрастают. 59% студентов сталкиваются с нехваткой времени.
Неблагоприятные отношения в семье. На обучение подростков плохо влияют: скандалы, агрессия, заговоры, аморальное поведение родителей, отсутствие личной жизни и другие факторы.
Серьезное нарушение оптимального распорядка. Многие испытывают недостаток сна, зацикливаются на интернете, питаются нерационально, мало дышат свежим воздухом.
Проблемы со здоровьем. Подростки с ограниченными возможностями, хроническими заболеваниями, СДВГ, неврологическими проблемами, как правило, менее успешны.
Конфликты с учителями. Возникающие конфликты необходимо своевременно разрешать, привлекая к этому психологов.
Плохие отношения с одноклассниками. Подросток проводит большую часть времени в классе. Конфликты с одноклассниками влияют не только на учебу, но и на психическое состояние подростка в целом. В этом, как и во многих других случаях, рекомендуется работа с психологом.
Депрессивные реакции. На фоне плохого психического состояния резко падает интерес к учебе, появляется апатия, отсутствие каких-либо желаний. Рекомендуется обратиться к психологу, возможно, к психотерапевту или психиатру.

Приучение детей к самостоятельности

Научить ребенка быть самостоятельным — значит пробудить в нем такие качества, как ответственность, дисциплина и уверенность в себе.

Обязанности, которые родители возлагают на своих детей, направлены на вовлечение их в деятельность, требующую максимальной самостоятельности. Это проявляется в самостоятельном выполнении домашней работы, в ситуациях, когда от ребенка требуется самостоятельно делать выбор или принимать решения. Даже некоторые обычные жизненные невзгоды могут научить ребенка справляться с ними самостоятельно.

По мере взросления у ребенка формируются навыки самостоятельности. Дошкольник уже должен уметь: ухаживать за собой и поддерживать порядок. Пока он относится к наведению порядка как к игре, он ожидает похвалы за каждое свое действие. В этом возрасте их также стоит учить:

  • Стоматологическая гигиена
  • Выбор предлагаемых нарядов
  • Коллекционирование игрушек
  • Заправлять и стелить постель

Во взрослой жизни, начиная с 5-7 лет, дети уже должны уметь самостоятельно одеваться без посторонней помощи, складывать одежду, сортировать ее, пылесосить и помогать накрывать на стол.

Ко второму классу стоит учить детей:

  • Убирать кухню (мыть посуду, вытирать ее и убирать на место)
  • Пользоваться кухонной плитой и уметь самостоятельно готовить завтрак
  • Для вакуумирования

В возрасте 10 лет дети уже должны уметь самостоятельно выполнять работу по дому. В этом возрасте они уже не должны бояться ходить в поездки с классом без родителей, отправляться в походы, посещать спортивные и творческие кружки.

Взрослым не следует забывать, что они всегда должны поддерживать своего ребенка во всех начинаниях. Однако они должны знать, когда следует вмешаться, а когда лучше оставить его справляться самостоятельно, чтобы он мог проявить все свои силы и потенциал. Это позволит ему поверить в себя и стать достаточно сильным, чтобы быть независимым в школе, в повседневной жизни и в мире.

Развитие словарного запаса

В наше время хороший словарный запас — это не только показатель эрудиции, но и хорошая память и более четкое восприятие информации.
Неудивительно, что многие родители хотят развивать словарный запас своего ребенка. Для этого есть несколько продуктивных шагов:

Чтение

Привитие ребенку любви к чтению — это большой положительный шаг на пути к развитию словарного запаса. Пока ваш ребенок не умеет читать, хорошо читать ему сказки на ночь, интересные истории, а иногда и стихи.

Когда ваш ребенок научится читать самостоятельно, важно хвалить его и помогать ему выбирать книги. Тогда ему понравится это занятие, и с каждой новой прочитанной книгой его словарный запас будет обогащаться.

Обсуждения

Есть вещи, которые ребенок может не понять, незнакомый термин или выражение. В этом случае вы должны помочь ему понять и объяснить значение слова, предложить ему найти это слово в словаре и вместе прочитать его значение.

kak-pomoch-rebenku-horosho-uchitsya-sovety-psihologa.jpg

Говорить и высказываться

Чтобы приучить ребенка говорить четко и точно, всегда вовлекайте его в диалог. Найдите что-то новое и интересное для разговора, рассказывайте истории, а иногда и о науке.

Например, даже рассказать об историческом событии или научном открытии. Самое главное — сделать это как можно более интересным и эмоциональным, чтобы ребенок заинтересовался и запомнил, о чем говорили родители.

Игры со словами

Существует множество игр, основанных именно на развитии речи и словарного запаса ребенка. Даже просто угадывая слова или придумывая вместе истории, игры с ассоциациями могут развить словарный запас вашего ребенка и даже творческую сторону мышления.

Не подкупайте, а хвалите

«Чаще хвалите своего ребенка, особенно в первый год обучения в школе. Он должен чувствовать, что в него верят: «Я знаю, ты научишься, у тебя это лучше получается»». — пишет И.Н. Борисова.
Напротив, попытки успокоить ученика отрицательно скажутся на его личностном развитии — он будет слишком зависим от материальных благ. Окажется, что все его усилия направлены не на себя, а на вознаграждение (как медведь в цирке). Формируется неадекватный взгляд на мир: сделать для проверки оценки = получить прибыль. Но в жизни все по-другому, поэтому иногда отличные писаки уступают место требовательным студентам уровня С. Весь смысл мотивации заключается в том, чтобы убедить ребенка, что он учится для себя, а вы только рады, что его будущее обеспечено высоким уровнем базовых знаний.

Советы психолога

Мы решили разбить советы психолога по возрастным группам детей. Ведь то, что подходит для первоклассников, вряд ли будет полезно для старшеклассников и наоборот.

Для школьников начальных классов

Психологи советуют родителям детей младшего школьного возраста прежде всего морально подготовить их к вступлению в учебную жизнь. Снимите с них страх перед изучением чего-то нового. Они также должны проявлять интерес к школьным занятиям и постоянно спрашивать, что нового они изучают или узнали.

Узнайте, как поживают их одноклассники, и помогите им завести друзей, привлекая их к участию в таких мероприятиях, как экскурсии, и приглашая их с собой. Развивать их любовь к учебе и собственную силу воли, ответственность и независимость. Напоминайте им о дисциплине и о том, что они должны и чего не должны делать.

Для школьников средних классов

Для детей среднего школьного возраста психологи советуют родителям максимально облегчить процесс обучения. Путем создания соответствующих условий. Поддержите ребенка эмоционально, выслушайте и помогите ему, стараясь не вступать в конфронтацию и не кричать. Будьте строги, но проявляйте лояльность, когда это необходимо.

Делиться знаниями в областях, которые могут заинтересовать и обогатить обучение ребенка. Регулярно следить за расписанием и помогать организовывать время своего ребенка.

Не конфликтуйте, а договаривайтесь с учителем

Многие родители ищут проблему не в ученике, а в его воспитателе: «Он не так преподает! «Отношения между классным руководителем и учеником на начальном этапе адаптации во многом определяют дальнейшее развитие микроклимата в системе отношений «учитель-ученик», что имеет решающее значение в адаптации ребенка к школе». — записки исследователя Д.В. Шлыкова из Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.
Если вы спорите и ссоритесь с учителем или критикуете его дома, ученик потеряет своего наставника и приобретет врага. Затем он научится манипулировать вами и настраивать вас против учителей и администрации школы. В итоге ни вы, ни школа не получите того, чего вы все хотите — хороших оценок. Если вы хотите решить проблему конструктивно, вы можете провести беседу тет-а-тет с учителем и выяснить: в чем он/она видит причину неудачи? Как он/она ведет себя в школе? Как он/она общается с персоналом школы и одноклассниками? Только через диалог вы сможете понять друг друга и выработать совместный план действий, который будет работать на вас.

Чаще узнавайте о школьных делах

Чем больше вы знаете о том, что происходит в школе, каковы успехи учеников по тому или иному предмету, как ваш ребенок ведет себя в классе и хорош ли учитель, тем больше у вас возможностей улучшить его обучение. Проверяйте домашние задания и убедитесь, что ваш ребенок делает их правильно и вовремя.

Но не будьте задирой и тираном! Установите доверительные, теплые отношения со своим ребенком. Помогите ему или ей справиться с трудной задачей или работой. Если вы будете поддерживать его или ее, а не ругать за оценки, он или она будет стремиться улучшить свои навыки.

Не ругайте его или ее за двойку! Споры ни к чему хорошему не приведут. Вместо этого поговорите с ребенком, чтобы выяснить, почему он получил плохую оценку, проанализируйте с ним ситуацию и найдите способ решить проблему.

Важно объяснить, что плохая оценка может легко подняться и стать «А», если вы приложите усилия. Не отставать от школьной работы

Кому тяжелее всего дается хорошая учеба

Вместо того чтобы пытаться понять, как заставить ребенка учиться, лучше бы вам попытаться понять, как сделать так, чтобы ваш ребенок учился.

девушка за столом

Существует множество причин, по которым дети могут плохо учиться:

  • Подросток имеет врожденные особенности памяти, внимания, нервной системы. Требуется помощь нейропсихолога, консультация опытного психолога.
  • Помимо школы, ребенок посещает дополнительные занятия, секции, кружки, и эта нагрузка для него невыносима.
  • Учитель не способен поддерживать интерес к своему предмету (пресловутый человеческий фактор!), не способен интересно объяснить предмет, заинтересовать им детей.
  • Учитель в школе может не воспринимать ребенка 12-16 лет как хорошего ученика из-за его демонстративного поведения (здесь обоим нужен совет квалифицированного психолога).
  • В семье у детей есть проблемы в отношениях с родителями, нет тесного контакта с ними, нет отношений, основанных на доверии.

Как помочь ребенку, если он плохо учится

  • Иногда родители считают необходимым воспитывать ребенка «с ремнем», вспоминая, как в собственном детстве под страхом физического наказания им удалось добиться успехов в учебе. Психолог Людмила Петрановская предостерегает от подобных методов воспитания и учебной мотивации:

«Если родитель сопереживает ребенку, он просто не может сознательно и систематически причинять ему боль, будь то психическую или физическую. Ругаться, шлепать в отчаянии, больно дергать и даже бить в опасной для жизни ситуации — он может. Но он не сможет заранее принять решение, а потом взять пояс и «воспитывать». Потому что когда ребенку больно и страшно, родитель чувствует это прямо и немедленно, всем своим существом.

Отказ родителя от сопереживания (а палка без такого отказа невозможна), скорее всего, приведет к неэмпатичному отношению со стороны ребенка, потому что, например, когда он вырастет, он может пойти на ночную прогулку и потом искренне удивляться, почему все такие гиперактивные.

Поэтому, заставляя ребенка испытывать боль и страх — чувства сильные и острые, — вы не оставляете шанса для более тонких чувств — раскаяния, сострадания, сожаления, осознания того, насколько вы ценны.

  • Покажите ребенку, что предмет действительно интересен! Сейчас открыто так много интерактивных музеев — экспериментариумов, красочных выставок и увлекательных книг даже на самые «скучные» темы. Особенно важно заинтересовать малышей темой. Конечно, не все в науке обязательно будет интересно, но мотивация узнать больше о том, что они любят, поможет им справиться с этим.
  • Поговорите со своим ребенком. Удивительно, но это простое решение не всегда является первым, что приходит на ум. Возможно, ваш подросток давно ждал этого момента. Но говорить — это тоже правильно. Важно научиться слушать и слышать своего ребенка, не принижая его и не считаясь с его мнением. Если подросток говорит: «Учитель меня унижает» или «Одноклассники надо мной издеваются», нужно выслушать его, а не говорить: «Не оправдывайся, ты просто хочешь ничего не делать», тем самым теряя доверие. В ситуации издевательств вы должны встать на защиту своего ребенка и противостоять ему. Не предлагайте своему подростку решать проблему самостоятельно, травля иногда превращается в настоящую трагедию, особенно если она сопровождается бездействием учителя.
  • Позвольте вашему ребенку учиться плохо. Иногда это действительно эффективный метод. Здесь мы возвращаемся к проблеме неадекватных требований. Плохие оценки иногда ставят ребенку за то, что он плохо выполняет свою работу.

Психолог Людмила Петрановская предлагает не тратить детство маленького ребенка на парадоксальные требования:

«Или вот начальные школы. Почему же именно в первом классе уделяется так много внимания форматированию? ‘Чтобы они сразу привыкли к этому, иначе…’. Хорошо, давайте сразу научим их решать интегралы? Почему-то мысль о том, что семилетний ребенок не может решать интегралы, очевидна. И идея, что они НЕ МОГУТ, просто в силу своего возраста, запомнить все эти алгоритмы: четыре квадрата здесь, и если на последней строчке, не начинай, а если не помещается, иди вот так. И все это нужно делать одновременно с написанием и обдумыванием!

Такой замечательный возраст — от 7 до 10 лет! Такой творческий, такой богатый, с таким страстным интересом к тому, как устроен мир, с такой способностью к неожиданным обобщениям и ассоциациям, с таким синтетическим восприятием любого предмета! Видеть мир не как набор научных дисциплин, а как единое целое, как один живой организм, думать о бабочках, звездах, составе грязи под ногтями, ураганах, викингах, атомах, о том, почему люди смеются — с интервалом в пять секунд или даже одновременно.

Как заставить ребенка учиться? ТОП-10 эффективных способов

Мы представим советы психологов и педагогов, которые помогут вам понять не как заставить вас учиться, а как мотивировать вас, пробудить интерес к занятиям, повысить самооценку и стать полноценным, счастливым человеком, целостной личностью. Они могут показаться простыми, но на самом деле это не так: нелегко перестать срываться на ребенка, если вы сами глубоко несчастны. Если вы не можете справиться — обратитесь к психологу. Тогда следующие советы действительно помогут вам.

Исключите медицинские и психологические причины

Существует не менее 50 неврологических заболеваний и психических проблем, которые могут стать причиной плохих оценок. Их необходимо исключить, как и травмы. Вместе с ребенком посетите педиатра и невропатолога, а также обратитесь к детскому психологу. Старайтесь обращаться не к самым доступным специалистам, чтобы потом списать на их некомпетентность, а к авторитетным врачам и психологам, которые действительно помогут.

Заложите фундамент адекватной самооценки

Не ругайте за ошибки. Наказывайте только тогда, когда он или она не выполнили свои обязанности — не убрали игрушки из «общей зоны» (личные комнаты детей, психологи советуют не трогать), не сделали домашнее задание и так далее. Но не за двойки и проваленные тесты. При этом важно хвалить ребенка за его успехи, но не покупать ему ничего за них, не давать ему денег. Важно любить и поддерживать молодого человека и дать ему хорошее чувство собственного достоинства. Важно беспокоиться о состоянии и благополучии ребенка, а не о его оценках.

Объясните ребенку его обязанности

Вам не нужно, чтобы на вас оказывали чрезмерное давление и контролировали каждый шаг. Тем не менее, хорошо бы ознакомить его с его новыми обязанностями. Помимо ежедневных обязанностей в «общей зоне», он должен вовремя проснуться, пойти в школу и сделать домашнее задание. Это его обязанности и ответственность, и вы рады помочь. Если ваш ребенок не выполняет их, постарайтесь выяснить причину и устранить ее. Если вы наказываете, делайте это хорошо и честно: «Я тебя очень люблю, но ты не получишь планшет, потому что не убрал игрушки из комнаты и не сделал домашнее задание».

Расскажите о настоящих выгодах учебы

Ответьте на его главный вопрос: зачем вам нужно учиться? Не лгите своему ребенку и не говорите ему, что получение отличных оценок в школе приведет к счастливой и обеспеченной жизни. Вы сами знаете, что из отличников получаются лучшие работники, а самые успешные бизнесмены были троечниками. Стоит поговорить о реальных преимуществах учебы, в частности о том, что она сделает его более свободным, даст ему возможность попробовать себя в разных видах деятельности, понять, что ему действительно нравится, и выбрать профессию, соответствующую его способностям.

Помогите обрести мечту

Мечта — это мощный мотиватор. Поговорите с ребенком о том, что ему нравится делать и о чем он мечтает. Сыграйте роль стороннего наблюдателя.

Не говорите им, что невозможно заработать на хлеб картинками, или что киберспорт — это гарантированный способ заработать остеохондроз и проблемы с глазами.

Попросите ребенка представить себя через 20 лет и подробно описать, чем он будет заниматься, как будет устроена его жизнь. Затем спросите: «Что нужно сделать, чтобы достичь этого? Безусловно, одним из основных требований будет успешное завершение обучения. Даже если ваш ребенок мечтает выпрыгнуть из самолета или управлять мусоровозом.

Не требуйте многого

Многие родители хотят вырастить гения, великого спортсмена или успешного бизнесмена. Они часто хотят пробудить в своем ребенке то, что сами не смогли сделать в прошлом. Следовательно, требования к их ребенку возрастают, и они часто не справляются с ними. Однако детям нужно совсем немного: чтобы их любили и заботились о них. Не раздувайте требования, не пытайтесь поднять его из трясины. Возьмите на себя роль наблюдателя и позвольте вашему сыну или дочери делать то, что им нравится, когда им нравится. Это полезно для их обучения, для их самооценки и для ваших отношений.

Не сравнивайте с другими детьми

Перестаньте сравнивать своего ребенка с другими детьми. Неважно, по какой причине. Даже если сравнение является похвалой, вы наносите вред развивающейся личности, чрезмерно завышая ее самооценку. Исключите все сравнения из ваших разговоров и не приводите ему никаких примеров. Единственным реальным примером для подражания для детей являются их родители или люди, которых они уважают.

Примечание: не страх, а уважение. Сравнивая их с другими детьми, вы формируете низкую (или высокую) самооценку и множество комплексов, с которыми потом будет трудно справиться и которые отразятся на их обучении.

Подавайте пример

Отправляете ли вы своего ребенка делать домашнее задание, пока сами сидите за компьютерными играми, смотрите телевизор или весело болтаете за ужином? Не кажется ли вам это странным? Начните подавать пример. Занимайтесь саморазвитием, читайте, изучайте языки. Желательно в то же время, когда ваш ребенок делает домашнее задание, но это не обязательно. Если дети видят эффект от занятий и чувствуют практическую пользу от вашего саморазвития, они инстинктивно начинают копировать поведение своих родителей и тянуться к знаниям.

Прививайте полезные привычки

Привычка узнавать новое воспитывает любопытство — одно из лучших качеств каждого человека, которое побуждает его развивать свой интеллект на протяжении всей жизни. Прививать полезные привычки, такие как чтение и стремление к саморазвитию, очень важно, но не менее важно сочетать их с интересами. Если он ненавидит математику, перестаньте пичкать его развивающими книгами. Начните решать логические головоломки, рисовать и изучать английский язык вместе. Выработайте привычки, которые ваш мозг не будет отвергать.

Отслеживайте позитивные изменения

Если стремления не приносят результатов, мотивация быстро исчезает. Вот почему важно отслеживать положительные изменения. Даже при наличии очередной «двойки» постарайтесь спокойно работать над одним и тем же заданием. Слова: «Так намного лучше, ты такой молодец!». — сказанное искренне, может вдохновить и дать детям новую мотивацию. Самое главное — не покупать ничего и не дарить подарки за успех. Делайте это просто так и не связывайте это с оценками.

Читайте также: Как поступить на бюджет в ВУЗ дома и за рубежом

Думаем о будущем

Если для младших школьников приближение к взрослой жизни все еще остается аморфным понятием, то подростки 16-17 лет, должно быть, уже стоят на ее пороге. Как вы разговариваете со своими детьми, чтобы они учились? Довольно часто советы родителей подростку разбиваются о реалии взрослой жизни.

Подросток думает...

Зачем хорошо учиться в школе, добросовестно выполнять домашние задания, если в маленьком городе даже после получения образования невозможно найти более-менее приличную работу, а родители едва сводят концы с концами?

Вы должны постараться сказать своим детям, что если вы захотите, то сможете добиться того, чего хотите, и убедить своего старшего ребенка, что вы поможете ему на пути к профессиональному образованию. Вы можете заручиться поддержкой авторитетного взрослого, чтобы показать пример людей, которым удалось добиться всего самостоятельно.

Кроме того, в век интернета можно работать даже удаленно, но для этого нужно обладать определенным объемом знаний, получить специальное образование и быть интеллектуально развитым человеком. Если вы убедите подростка, что образование важно сейчас, что профессионалы ценятся в любом деле, то, возможно, в старших классах он наверстает упущенное.

Оцените статью
Блог про учёбу