- Личные качества бухгалтера
- 1. Усидчивость
- 2. Перфекционизм
- 3. Ум и находчивость
- 4. Коммуникабельность
- 5. Самообучаемость
- Быстрая адаптация к внешним изменениям
- Коммуникабельность и умение работать в команде
- Внешние проявления определенных качеств бухгалтера
- Должностная инструкция
- Пример должностной инструкции главного бухгалтера
- Умение говорить на понятном директору языке
- Показатели качественной работы бухгалтера
- Специализация должностей и обязанности бухгалтера
Личные качества бухгалтера
1. Усидчивость
Вас привлекает спокойная, стабильная работа, где не нужно носиться по офису и кричать: «Все горит, и мы горим! Тогда бухгалтерский учет — это для вас. Вы можете наслаждаться стабильностью списка задач, готовностью выполнять одни и те же операции каждый день, особенно если вы начинаете с любого из участков бухгалтерского учета: начисление заработной платы, страховых взносов и НДФЛ, учет основных средств и так далее.
2. Перфекционизм
Функция, которая многими оценивается как негативная и усложняющая жизнь, для бухгалтера будет чрезвычайно полезной. Несмотря на максимальную автоматизацию расчетов, ошибки есть практически во всем — их нужно найти и исправить. Расхождения даже в одну копейку должны вас беспокоить. Идеальный порядок на рабочем столе и в папках компьютера дисциплинирует пользователя и экономит время на поиск информации.
Ирина Дохолян, главный бухгалтер, делится своим мнением:
«Работа бухгалтера требует большого внимания и концентрации. Многие считают, что это скучная работа. Но благодаря этой профессии у вас развивается любовь к порядку и внимание к деталям во всех сферах жизни. Поэтому вы видите жизнь более полно, более ясно, более ярко, чем многие. Радуйтесь за себя, любите эти качества, делайте свою работу с удовольствием, и это главный критерий вашего успеха и развития.»
3. Ум и находчивость
Бухгалтерский учет и налогообложение — это строго регламентированные области, в которых рискованно отступать от правил. Если вы любите и умеете анализировать информацию и находите сложные ситуации захватывающими, то решение финансовых «звездных проблем» сделает вас счастливым. Например, как снизить налоговое бремя вашей компании. Разумеется, только законными средствами.
Курс для начинающих бухгалтеровДистанционное обучение с нуля на сайте Kontur.shkola. Диплом. Программа курса
4. Коммуникабельность
На первый взгляд, бухгалтер проводит большую часть своего времени, погруженный в цифры и отчеты, но многие задачи он решает, общаясь с другими людьми. Сегодня нужно убедить подрядчика выплатить долги, завтра — убедить директора не использовать серые схемы ухода от налогов и объяснить работнику, почему отпускные выплаты оказались меньше, чем ожидалось. Знания налогового кодекса здесь недостаточно. Иногда вам придется отстаивать свою позицию и в нужный момент пойти на компромисс, разрядить конфликт, словом, проявить лучшие качества дипломата.
5. Самообучаемость
Это, пожалуй, самое важное, поскольку бухгалтерские и налоговые правила меняются довольно часто. Приходится самостоятельно следить за изменениями в федеральных и региональных нормативных актах, формах документов и форматах, в том числе задавать вопросы коллегам, писать экспертам, читать первоисточники.
Бухгалтер Елена Рогачева делится своим мнением:
«Как стать бухгалтером? Нужно быть внимательным и любознательным. Вы должны постоянно следить за изменениями в законодательстве, а они происходят каждый год. Курсы повышения квалификации — лучший способ узнать это. Найти их совсем несложно. Часто в малом бизнесе один человек совмещает функции бухгалтера, сотрудника и юриста. Это означает, что вам придется изучить основы смежных профессий. Но усилия не пропадут даром: такой запас знаний повышает вашу ценность как специалиста.
Быстрая адаптация к внешним изменениям
Управление изменениями и рисками — черта, которая до недавнего времени не была востребована и не ценилась работодателями. Однако в условиях быстро меняющейся экономики и постоянно меняющегося законодательства директорам все чаще требуются профессионалы, которые могут быть «проводниками перемен» и легко внедрять любые изменения или реформы в учетную политику компании. Сегодня для бухгалтеров менее важно быть постоянно настороже к радикальным изменениям во внешней среде и более важно уметь жить в состоянии перехода, адаптироваться к постоянному совершенствованию и спокойно реагировать на нестабильность. Действительно, изменения на рынке ставят перед бухгалтерами новые задачи, но они также предлагают им новые возможности для развития.
Коммуникабельность и умение работать в команде
Коммуникативные и лидерские навыки, новаторское мышление и способность мыслить стратегически чрезвычайно важны для бухгалтеров в наши дни, для тех, кто стремится получить доходную работу и высокую прибыль. В целом, финансовый специалист — это человек, которому постоянно приходится взаимодействовать со всеми: руководством и сотрудниками компании, представителями кредитных учреждений, налоговых органов, поставщиками, инвесторами, акционерами и т.д. Если с ним или с ней трудно связаться и он или она постоянно погружены исключительно в свои обязанности, это повод для беспокойства.
Бухгалтерия — это отдельная сфера внутри компании. Однако, с точки зрения работодателей, бухгалтер — это не тот, кто зациклен только на цифрах, бумагах и счетах, а тот, кто мыслит широко, видит все бизнес-процессы компании и умеет хорошо ладить с другими членами команды. Важно, чтобы он или она умели принимать серьезные решения и не боялись брать на себя ответственность за них. Сегодня важнее всего быть командным игроком, хорошо играть с другими — и со временем это будет становиться все важнее и важнее.
Внешние проявления определенных качеств бухгалтера
Некоторые люди довольно эффективно скрывают свои недостатки. Однако существуют внешние маркеры, которые могут помочь определить определенные характеристики бухгалтера:
- частые опоздания — безответственность;
- Постоянные опоздания на работу — неспособность организовать свою деятельность;
- Жалуется на других сотрудников — склонность к конфронтации;
- Беспорядок на столе — небрежность.
Если у сотрудника аккуратный стол, все документы лежат в папках, компьютер включен, а мобильный телефон находится на виброзвонке — почти наверняка этот сотрудник будет чувствовать себя комфортно в своей бухгалтерии.
Должностная инструкция
Процедура ведения бухгалтерского учета должна быть документирована. Работодатель оговаривает определенные задачи и общие функции в трудовом договоре с бухгалтером. Но помимо этого, рабочий процесс должен быть подробно описан в специальном документе — должностной инструкции.
Структура должностной инструкции:
- Общие положения. Раскрывает информацию о работнике, рабочем месте и местонахождении. Затем перечисляются квалификационные требования к работнику. Приводятся положения и законы, которые должен знать финансист. В нем также фиксируется, к какой категории специалистов относится данная должность.
- Обязанности. Какие задачи, обязанности и функции должен выполнять нанятый бухгалтер.
- Права. Какие права имеет работник для выполнения возложенных на него задач и обязанностей.
- Ответственность. Какие санкции предусмотрены за нарушение вышеуказанных требований.
Пример должностной инструкции главного бухгалтера
Рассмотрим подразделы должностной инструкции более подробно.
Умение говорить на понятном директору языке
Умение объяснять сложные вопросы простыми словами — это действительно ценный навык. Поэтому бухгалтер, который может четко объяснить директору рабочий вопрос без использования профессионального жаргона, является спасителем для любого руководителя. И не только для режиссера, но и для всей команды. В конце концов, куда бегут сотрудники со своими вопросами? Разумеется, в бухгалтерию.
Показатели качественной работы бухгалтера
Независимо от того, насколько тщательным был отбор кандидата на должность, плоды работы сотрудника становятся заметны только со временем. Существует три способа оценить качество работы бухгалтера.
- Индивидуальные показатели. К ним относятся: дисциплина, инициативность, независимость, инновации, избегание конфликтов.
- Ведение внутренней документации. Это относится к допущению ошибок в документах или их отсутствию, несвоевременной сдаче отчетов, недобросовестному исполнению профессиональных обязанностей.
- Внешнее взаимодействие. Работа с налоговыми органами, прокуратурой. Способность справляться со спорными ситуациями.
Работа бухгалтера может считаться качественной, если она выполнена быстро, правильно и полностью. Для определения этого показателя некоторые компании назначают оценщиков, а другие проводят внутренние аудиты.
Специализация должностей и обязанности бухгалтера
Обязанности бухгалтера напрямую зависят от структуры компании, в которой он работает. Например, в небольшой компании вам нужно будет вести учет по всем объектам. В крупной компании должности бухгалтеров могут быть специализированными. Как правило, специализации различают по категориям объектов учета:
- Начисление заработной платы, отпускных и пособий. Эта специализация также называется «бухгалтер по расчету заработной платы». Например, в обязанности бухгалтера по расчету заработной платы в ООО входит расчет заработной платы для сотрудников компании, расчет и уплата налогов и сборов с заработной платы, подготовка отчетов для ИФНС и фондов, а также расчет пособий по нетрудоспособности, отпускных и других видов выплат.
- Материальные основные средства. В задачи бухгалтера по основным средствам входит систематический расчет амортизации, учет поступления и выбытия основных средств, периодическая инвентаризация, сверка и контроль фактического возникновения активов. Он также должен будет готовить отчеты для Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики и других контролирующих органов.
- Кассир. Работа кассира заключается в приеме и выдаче наличных денег и составлении отчетов по всем денежным операциям. Важно ознакомить кассира под роспись с Указанием Центрального банка РФ № 3210-У.
- Материалы и склад. Учет складских операций и обеспечение поставок материалов для ведения бизнеса. Работа предполагает не только учет операций по движению сырья, ГСМ и других материалов, но и систематический контроль фактического наличия этих ресурсов. Необходимо исключить факты хищений и недостач.
- Расчеты с подрядчиками. Ответственность за учет услуг и работ, выполненных третьими лицами, в системе бухгалтерского учета лежит на сотруднике. Работник обязан проводить систематическую сверку взаиморасчетов с контрагентами с целью исключения просроченных платежей. Он или она также отвечает за работу с дебиторами, снижая уровень кредиторской и дебиторской задолженности в компании.
- Банковское дело. Ставка вводится в крупных учреждениях. Работа заключается в отражении операций по расчетным счетам компании. Подготовка платежных поручений для расчетов с бюджетом и контрагентами и отражение поступлений и поручений по банковским операциям.
В конце списка находится должность главного бухгалтера. Это руководитель финансовой службы, который контролирует правильность выполнения бизнес-операций подчиненными и отвечает за финансовую и налоговую отчетность. Но обязанности бухгалтера по ведению счетов можно разделить, например, назначить отдельного сотрудника для ведения счетов и расчета налогов.
Читайте также: 20 лучших курсов 3D MAX